Проекты правил маркировки
Минпромторг выдвинул на публичное обсуждение и независимую антикоррупционную экспертизу несколько проектов постановлений Правительства Российской Федерации, которые после принятия утвердят правила маркировки для различных групп товаров, в том числе:
- "Об утверждении Правил маркировки бакалейной и иной пищевой продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении бакалейной и иной пищевой продукции";
- "Об утверждении Правил маркировки отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов смазочных материалов и специальных автомобильных жидкостей";
- "Об утверждении Правил маркировки средствами идентификации отдельных видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии, упакованных в потребительскую упаковку, и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении отдельных видов парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии".
Обязательная маркировка для всех вышеуказанных групп товаров начнется 01.03.2025 года, когда участники оборота в обязательном порядке начнут регистрироваться в системе "Честный ЗНАК", но ввод в оборот товаров станет обязательным в различное время не только в зависимости от группы товаров (бакалейная продукция, моторное масло или косметика), но и в зависимости от кода ТН ВЭД ЕАЭС конкретного товара. Так например, снеки (чипсы, сухарики и т.д.) должны иметь штрихкод и быть введены в систему "Честный ЗНАК" при вводе в оборот уже с 01.05.2025, а соусы и т.д. - с 01.07.2025 года.
Все проекты обязывают использовать для маркировки товаров двумерный штрихкод в формате Data Matrix. Штрихкод не может наноситься на конструктивно отделяемые без повреждений части потребительской упаковки, а также не должен печататься на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем оберточном материале и перекрываться другой информацией. Штрихкод формата Data Matrix наносится на потребительскую упаковку, или групповую упаковку, или набор, или на этикетку, располагаемую непосредственно на товаре, или потребительской упаковке, или групповой упаковке, или наборе и содержащую средство идентификации, методом, не допускающим отделения средства идентификации без повреждения средства идентификации.
Документы также устанавливают небольшие отличия в порядке маркировки различных групп товаров. Так, например, при маркировке набора бакалейных товаров средство идентификации в обязательном порядке наносится и на упаковку набора товаров, или этикетку, или стикер, располагаемые на такой упаковке, и на упаковку товаров, входящих в состав этого набора товаров. В то же время при маркировке косметики допускается маркировка потребительской упаковки набора товаров без нанесения штрихкода на потребительскую упаковку товаров, входящих в состав этого набора, если потребительская упаковка набора товаров, сформированного при производстве товаров, не может быть вскрыта без повреждения.
Участники оборота всех указанных групп товаров, зарегистрированные на 28.02.2025 года в информационной системе соответствующего эксперимента по маркировке, будут считаться зарегистрированными в системе ГИС МТ "Честный ЗНАК". Запланированный срок вступления постановлений Правительства РФ в силу - 01.03.2025 года. Публичное обсуждение проекта Правил маркировки бакалейной продукции завершится 23.10.2024 года, а проектов Правил маркировки моторных масел и косметики - 24.10.2024 года. Независимая антикоррупционная экспертиза проекта Правил маркировки бакалейной продукции закончится 16.10.2024 г., а проектов Правил маркировки моторных масел и косметики - 17.10.2024 года. Текст проектов постановлений смотрите ниже.