О штрихкоде и не только
Штриховое кодирование отвечает современным нормам торговли и внешнеторгового обмена. Основным объектом является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Он наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрих кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров. Значимость его объясняется тем, что оно имеет ряд функций:
- автоматизированная идентификация товаров с помощью машиносчитывающего устройства - сканера штрих кода;
- автоматизированные учет и контроль товарных запасов;
- оперативное управление процессом товародвижения, отгрузкой, транспортировкой, складированием товаров;
- информационное обеспечение маркетинговых исследований.
Внедрение штрихового кодирования связанно с развитием информационной технологии, широким внедрением ЭВМ в производство и торговлю. В результате этого появилась возможность упростить документальное оформление товаров на разных этапах. Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизированы. Штрих коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Они декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер. Коды делятся на виды: европейский – EAN и американский - *PC . Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/*PC являются наиболее распространенными.
Коды EAN подразделяют на три типа EAN-8, EAN-13, UTF-14 (только для транспортной тары).
Структура штриховых кодов EAN
в„–в„– | Содержимое группы символов, их последовательность | EAN-8 | EAN-13 | ITF-14 |
1 | Страна, где находится банк данных о штриховых кодах | 1,2 (3*) | 1,2 (3*) | 1,2 (3*) |
2 | Организация – изготовитель или продавец |
3-5 (4-5)** |
3-7 (4-7)** |
3-7 (4-7)** |
3 | Информация о товаре | 6-7 | 8-12 | 8 |
4 | Код упаковки товара | - | - | 9-13 |
5 | Контрольная цифра | 8 | 13 | 14 |
*Страны, которым можно детализировать код страны на третьем разряде (страны СНГ 460-469).
**В указанном случае изготовитель может использовать только четыре разряда.
Как видно из данных таблицы, первые две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковый номер. Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться не в отечественном банке данных, а за рубежом. Каждой стране ассоциация EAN выдает коды централизованно. Чаще всего коды бывают двузначные: например, США и Канада – 00-99; Япония – 45-49; Австралия – 90-91 и другие, но иногда могут быть трехзначными (СНГ – 460-469; Турция, Польша – 590) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак.
Код изготовителю, т.е. следующие 3-5 цифр присваивает централизованно-национальный орган страны. В России, а так же других странах СНГ штриховым кодированием товаров занимаются Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, представляющая интересы своих членов в международной ассоциации EAN. ЮНИСКАН выдает предприятиям России коды, а также ведет соответствующий банк данных. Кроме этого, она разрабатывает методику по использования кодов EAN.
Широкое распространение штрих кода привело к кодированию всех товаров, независимо от их качества и престижности фирм – изготовителей. Кроме того, они сами стали объектом фальсификации.
Признаки, позволяющие отличить подлинный штрих код от фальсифицированного
- размеры;
- цветовое исполнение отдельных элементов: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов совпадающий по цвету с фоном, белый, допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов, так как они не считываются сканером;
- место: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм. от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки;
- код не должен размещаться на месте, где уже есть другие элементы маркировки;
- нанесение на упаковку только одного штрих кода EAN или UPC; нанесение двух допускается в случае, если товаропроизводитель произвел регистрацию в двух ассоциациях и в этом случае коды наносятся в противоположных концах упаковки.
Таким образом, штриховые коды выступают не только как средства автоматизированной идентификации, учета и интенсификации товародвижения, а также носителями коммерческой информации. Товары маркированные кодами штриховыми идентификаторами EAN в одной стране, могут быть однозначно идентифицированы и сканированы на соответствующем оборудовании во всех странах мира.
Подберите себе сканер штрихкода
- Комментарии
- POS системы. Что это такое?5
- RFID-технология18
- ЕГАИС6
- Инструкции по активации лицензий15
- Статьи по 54-ФЗ80
- Статьи по маркировке16
- Статьи по маркировке табачной продукции21
- Статьи по неисправностям касс45
- Статьи по платежным терминалам3
- Статьи по расходным материалам14
- Статьи по чипированию меховых изделий27
- Статьи по ЭВОТОР42
- Статьи про автоматизацию26
- Статьи про детекторы валют3
- Статьи про принтеры этикеток8
- Статьи про сканеры штрих-кодов8
- Статьи про электронные весы2